,

Мужество — это когда ты заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь.

Харпер Ли. «Убить пересмешника».

Настоящий адвокат — воин права

Вместо новогоднего поздравления.

Вокруг адвокатской профессии вьется немало мифов. Повседневный опыт общения с клиентами, будущими юристами, коллегами показывает, что мифы эти накрепко засели в сознании людей. И «благодарить» за это надо не только недобросовестных представителей профессии, но и коррупционность правоохранительной и судебной системы. Постараемся развеять некоторые предубеждения в отношении адвокатов.

Ими не рождаются

Для того чтобы стать адвокатом, нужно им родиться. Трудно спорить с утверждением о том, что адвокатской профессии присуща корпоративность, а потому, скажем прямо, путь в адвокатуру заказан почти каждому желающему. Но на моей памяти есть немало случаев, когда в адвокатуру попадали люди не из корпоративной среды.

Дети адвокатов не всегда повторяют профессиональный выбор своих родителей. Например, французский революционер М. Робеспьер, император Наполеон Бонапарт, основоположник теории научного коммунизма К. Маркс, писатель Стендаль, философ Дж. Локк, художники П. Рубенс и С. Дали, химик А. Лавуазье, российские артисты С. Крамаров и Я. Арлазоров — все они родились в семьях адвокатов, но не стали юристами.

Так что не обязательно родиться в семье адвоката, с раннего детства изучать законы и упражняться в красноречии. Самое главное — это осознать себя в этой профессии, на что иногда требуется гораздо больше времени, чем период учебы по специальности.

Адвокатская профессия — это работа для творческих личностей. Французский адвокат Ж. Фавр однажды прекрасно заметил: «Адвокат — профессия творческая, девиз адвоката — исследование и свобода». К адвокатской профессии были причастны выдающиеся люди, реализовавшие впоследствии полученные знания в других сферах общественной деятельности. Например, известный писатель Оноре де Бальзак, юрист по образованию, в течение двух лет работал в конторе адвоката Жан-Батиста Гийоне де Мервиля, но затем внезапно заявил ошеломленным родителям, что хочет быть не адвокатом, а писателем.

Похожим образом поступили Ч.  Диккенс, В.  Скотт. Они тоже начинали свою карьеру в конторе адвоката.

Английский социолог, философ Иеремия Бентам принадлежал по рождению к зажиточной адвокатской фамилии, где занятие адвокатурой считалось наследственным и переходило из поколения в поколение. Имея достаточно успешную адвокатскую практику, он выбрал иной профессиональный путь.

Л. В. Собинов после окончания юридического факультета работал помощником присяжного поверенного, но жизнь свою связал с музыкой.

С адвокатской практики начинали свою карьеру президенты США А. Линкольн и Б. Клинтон, отечественные политики А. Керенский, В. Ленин, А. Собчак и др.

Множество выдающихся личностей так и не воспользовались полученным юридическим образованием, хотя и обращались в своем творчестве к правовой тематике (Вольтер, П. Мериме, Ш. Перро, Л.  Н. Толстой, А. Островский, К. Паустовский, А. Ахматова, Н. Гумилев, М. А. Врубель, Н. Э. Грабарь, А. Н. Бенуа, И.  Я. Билибин, М. В. Добужинский, В. В. Кандинский, А. Матисс, Э. Дега, П. Боннар, П. Сезанн).

На осадном положении

Существует достаточно распространенное мнение о том, что адвокат – уважаемая личность. Однако за всю историю адвокатуры государство не давало представителям этой профессии ни каких-либо льгот, ни привилегий, а напротив, пренебрегало интересами ее развития.

Еще Петру I при посещении английского суда, когда он впервые увидел адвокатов (законников), приписывают изречение о том, что «…во всем моем царстве есть только два законника, и то я полагаю одного из них повесить, когда вернусь домой». Затем Екатерина II бросила фразу: «Адвокаты и прокуроры у меня законодательствовать не будут, пока я жива». Николай I сказал о том, что Францию погубили адвокаты и России адвокаты не нужны.

Наконец, В. Ленин еще в 1905 году в письме Е. Д. Стасовой и товарищам в московской тюрьме писал: «Адвоката надо брать ежовыми рукавицами, ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает». Это выражение классика было вырвано из контекста. В действительности речь шла об адвокатах, отвергавших социализм и классовую борьбу.

Как бы там ни было, но после прихода к власти большевиков адвокатура была упразднена, а вновь созданная была целиком подчинена государству. Генеральный прокурор СССР А. Я. Вышинский по этому поводу писал, что «ограничивая свою задачу лишь интересами своего подзащитного, независимо от интересов государства, защитник вступает в противоречие с самим собой, как советским гражданином».

И сегодня государство предпринимает попытки лишить адвокатуру самостоятельности. А в связи с изданием учебника Ю. П.  Гармаева «Незаконная деятельность адвокатов в уголовном судопроизводстве» в науке сложилось так называемое антиадвокатское направление, ставящее под сомнение дальнейшее существование института адвокатуры в России.

Но если адвокат, в силу специфики своей профессии находясь в оппозиции к власти, не пользуется милостью государства, тогда в общественном сознании он должен быть положительным героем? Однако это не совсем так.

Значительная часть общества отрицательно относится к адвокатам, считая их ловкачами и проходимцами, думающими только о наживе. Об этом свидетельствуют не только результаты различных социологических исследований, но и произведения литературы, искусства, средства массовой информации, которые практически не содержат положительных образов адвокатов, описаний их нелегкого труда и тех успехов, достижений, которых добились лучшие представители российской адвокатуры.

За что их не любят?

Давайте разберемся, за что же не любят адвокатов.

Однажды на приеме заместителя прокурора области в ответ на мою настойчивость при подаче жалобы была сказана расхожая фраза-упрек: «Вы же отрабатываете гонорар». В этой фразе как раз и заключается распространенное мнение о том, что если адвокат кого-то защищает, то он выгораживает преступника, защищает неправую сторону.

Да, адвокат не всегда может выбирать клиентов, а выбирая, может ошибаться в нравственной чистоте дела. Но в каждом человеке, каким бы тяжким и ужасным ни было совершенное им преступление, за редким исключением, найдется что-то позитивное. Ведь в каждом деле нет абсолютно правой стороны. Как свидетельствует практика, в нашей стране значительное число граждан привлекаются к уголовной ответственности незаконно.

Кроме этого, адвокатов не любят за большие гонорары, которые, как полагают многие, он получает не за результат работы, а просто так, ни за что.

Прежде всего нельзя отождествлять понятия «большие гонорары» и «заработок адвоката», поскольку в силу огромной конкуренции либо сложности дела заработок адвоката могут составлять всего лишь несколько дел. Чтобы иметь большой заработок, не испортив при этом собственной репутации, адвокату нужно неустанно трудиться с учетом того, что клиентская база, как правило, состоит из людей социально незащищенных, обездоленных, униженных.

Прав был Д. Уэбстер, однажды сказавший, что «хорошие адвокаты в своем большинстве честно живут, усердно работают и умирают в бедности».

Когда адвокат берет за свою работу достойный гонорар, то он вызывает зависть у следователей, прокуроров и судей. Они считают, адвокат имеет массу свободного времени, которое он проводит в шикарном офисе, пользуется при этом помощью многочисленных помощников.

Но на самом деле среднестатистический адвокат большую часть своего рабочего времени проводит не в кабинете, а в различных учреждениях при представлении интересов клиента. Так, один старый адвокат, подводя меня к широкому подоконнику коридора райсуда, сказал: «Вот, смотри — это мой адвокатский кабинет!»

Труд адвоката — это не перебирание бумаг за столом и даже не бег на короткие и дальние дистанции, а общение с людьми, причем с людьми разными по характеру, эмоциональному настрою. Чаще всего такое общение выдержать сложнее, чем выстоять смену на заводе у станка.

Адвокат не видит счастливых людей, к нему приходят со злобой, с завистью, подозрениями. Недаром А. Шопенгауэр заметил, что «врач видит человека во всей его слабости, теолог — во всей его глупости, а юрист — во всей подлости».

Ко всему сказанному нужно добавить, что адвокат в отличие от следователя, прокурора, судьи один на один выступает против системы, что требует профессионализма, принципиальности и иногда даже мужества. Именно поэтому работа адвоката должна быть высокооплачиваемой.

Адвокатов не любят за то, что, беря достаточно высокие гонорары, они не достигают результатов, которых ожидают клиенты, и не гарантируют им этих результатов, например, в форме оправдательных приговоров. Но адвокат при всем своем профессионализме не может отвечать за незаконные действия следователя, судьи, тем более в государстве с коррумпированной правоохранительной и судебной системой, когда многие граждане свыкаются с мыслью: «Зачем платить адвокату, лучше купить судью».

Не ошибиться!

Существуют несколько заблуждений клиентов при выборе адвокатов. Первое из них: чем адвокат старше, тем он лучше.

Неслучайно клиенты иногда открыто спрашивают: «Где тут адвокат постарше, позубастее?» А многие начинающие адвокаты считают, что конкурировать со старшими коллегами бессмысленно. Но нужно учитывать, что юриспруденция в принципе не имеет возрастных ограничений, а годы и опыт это разные вещи. Можно проработать много лет и не быть профессионалом своего дела. К тому же у молодых специалистов есть несомненные преимущества: свежие и современные знания, энергия и целеустремленность.

На этот счет есть меткое высказывание известной русской балерины М. Плисецкой, произнесенное ею уже в зрелом возрасте: «Со старостью опыта набирается, а прыжок теряется».

Второе заблуждение заключается в том, что материальная обеспеченность и высокие гонорары адвоката свидетельствуют о его профессионализме.

Успех адвоката отражается на его обеспеченности, но его богатство не обязательно является результатом юридической карьеры. Поэтому о профессионализме адвоката не стоит судить по дорогому автомобилю, офису и прочим аксессуарам.

Третье заблуждение: адвокат должен быть со связями.

Есть круг адвокатов, которые по определенным причинам сотрудничают (либо делают вид, что сотрудничают) со следователями и с судьями. Однако они редко привлекают личные связи для нужд клиента, а иногда «свои» адвокаты фактически работают против клиента за его же деньги.

Настоящий адвокат не должен впадать в перечисленные крайности и щеголять перед клиентами связями, роскошными аксессуарами, стажем работы, которые, по сути, ничего не значат.

Ни минуты покоя

Успех адвокатской профессии зависит от репутации адвоката, включающей две составляющие: нравственность и профессионализм.

Репутацию адвокат создает себе сам с первого дня работы по каждому делу, даже небольшому, незначительному. В этой связи я постоянно вспоминаю наставление профессора Ковриги З.Ф. о том, что «надо держать марку».

Ошибочно думать, что репутация нужна адвокату лишь для привлечения клиентов. Французский адвокат Ларош-Флавен однажды сказал замечательную фразу: «Надо, чтоб судьи видели, что адвокаты действительно хорошие люди. Усилия убедить будут совершенно тщетны, если их жизнь будет противоречить их словам».

В личной жизни адвокат не должен выходить за рамки здоровой морали, во взаимоотношениях с коллегами ему необходимо придерживаться этики. Нравственность в работе адвоката — это любовь к своей профессии и желание помочь людям, попавшим в трудную ситуацию, причем не только своим клиентам, но и процессуальным оппонентам.

Адвокат должен примирять противоборствующие стороны, убеждать неправую сторону в ошибочности ее позиции. Эту задачу можно считать выполненной, когда к адвокату с уважением относятся обе стороны конфликта, и перевыполненной, когда в дальнейшем они обращаются за юридической помощью.

В этом смысле профессия адвоката схожа с профессией врача. Жаль только, что присяга адвоката в сравнении с клятвой Гиппократа, которую дают врачи, выглядит достаточно лаконично и сухо: «Клянусь защищать права и свободы доверителей, руководствуясь Конституцией РФ, законом и кодексом профессиональной этики».

Если отцом медицины принято считать древнегреческого врача Гиппократа, то покровителем адвокатов в западной традиции принято считать Иво Бретонского. Он жил в XIII веке, в светских и церковных судах безвозмездно выступал в качестве адвоката беззащитных и угнетенных, часто несправедливо осужденных, за что получил прозвище Адвокат Бедных, сам вел аскетический образ жизни. На некоторых картинах он изображен в образе справедливого судьи-примирителя, каким и должен быть настоящий адвокат.

Второй критерий — это профессионализм. Чтобы быть мастером своего дела, необходимо периодически изучать изменения в законодательстве, судебную практику, научную литературу. Кроме того, нужно анализировать собственные ошибки и, наоборот, успехи, которые можно использовать в дальнейшей работе.

Адвокат имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить в правильности своей точки зрения обращающихся к нему людей. Для этого ему надо повышать уровень общего образования, быть открытым для общения с людьми разных специальностей, углубленно интересоваться различными вопросами как бытового характера, так и вопросами, требующими специальных познаний в той или иной области. Но в первую очередь начинающим адвокатом целесообразно присматриваться к тому, как работают другие: подражать тем, у кого что-то получалось лучше, чем у других, и избегать того, что со стороны кажется халтурой.

Чтобы стать настоящим адвокатом, необходимо помнить, что эта профессия не оставляет у ее обладателя ни минуты покоя: ни на работе, ни дома, ни днем, ни ночью! Как сказал однажды выдающийся французский юрист Антуан Луазель (1536–1617), адвокатура требует всего человека. Так что мифы мифами, но рано или поздно они развеются.

Юрий ЧУРИЛОВ,
адвокат Адвокатской палаты Курской области,
г. Курск.

«ЭЖ-Юрист», 2011, №48.

rss RSS-лента Новости по почте Новости на почту

Читайте также:

Оставить комментарий