Вопрос. Слышал, что потребитель при защите своих прав имеет преимущества в суде. Какие именно? Как определить, что нарушенные права являются потребительскими?
Ответ. При защите своих нарушенных прав в суде потребитель имеет два следующих основных преимущества.
1) Он не обязан обращаться в суд по месту нахождения ответчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», можно выбирать между судами общей юрисдикции по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
2) Он освобождается от уплаты государственной пошлины (при условии, что цена иска — меньше 1 млн. рублей).
Потребительские отношения характеризуются, в первую очередь, его сторонами.
С одной стороны в них обязательно участвует организация — юридическое лицо, или индивидуальный предприниматель. С другой стороны — обязательно физическое лицо, которое заказывает товары (услуги) для нужд, не связанных
с предпринимательской деятельностью, т.е. для домашних, семейных и т. д.
Таким образом, отношения между двумя физическими лицами или между двумя организациями (индивидуальными предпринимателями) не являются потребительскими.
Узнать, подпадают ли отношения, отстаиваемые в суде, под потребительские, можно, прочитав Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 №7 (ред. от 29.06.2010) «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». В п. 1 Постановления сказано, что отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать:
- из договоров розничной купли-продажи;
- аренды, включая прокат;
- найма жилого помещения, в том числе социального найма;
- выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг;
- подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного,
а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); - перевозки граждан, их багажа и грузов;
- комиссии;
- хранения;
- из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя — гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан
и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; - и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Кроме того, с 20 декабря 1999 года (времени опубликования Федерального закона
«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 17 ноября 1999 года) отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договора банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
RSS-лента | Новости на почту |
Читайте также:
- Не верь налоговой, домовладелец!
- Ты в ответе за пьяных соседей!
- Как грамотно конфликтовать с учителем вашего ребенка
- «Беловодье»: живи по закону, а не «по понятиям»!