,

Мужество — это когда ты заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь.

Харпер Ли. «Убить пересмешника».

Плата за ошибку

«Я нечаянно уронила в магазине самообслуживания бутылку с тоником, подняла ее и поставила на место. Спустя минуту продавец-консультант заявил, что я разбила горлышко бутылки и обязана приобрести поврежденный товар. Сделать это я отказалась и ушла из супермаркета со скандалом и испорченным настроением. А что говорит по этому случаю закон?» (Светлана Мельниченко, Ростов).

Платить за испорченный продукт, к которому вы даже не проявили интереса, естественно, не хочется. И в западных супермаркетах, внешние атрибуты которых старательно копируют предприниматели из числа наших соотечественников, таких проблем не возникает. Там в законодательном порядке закреплено, что, пока товар находится в торговом зале, ответственность за его неумышленную порчу несет магазин.

Хорошо забытое старое

Однако на сегодняшний день в защите прав потребителя Россия  существенно отстает не только от европейских и американских норм, но и от советских.
В советской торговле было такое понятие — нормы естественной убыли. 15 сотых процента от оборота закладывалось на списание, причиной которого могли стать воровство, бой, порча товара. Это позволяло избегать скандалов при подобных инцидентах. Нашли понимание — заплатил.  Нет — списали на естественную убыль. Сегодня этой государственной нормы не существует.

В действующем законодательстве норм, специально регулирующих взаимоотношения потребителей и владельцев супермаркетов, не существует. Это правовой провал. Механизмы улаживания ситуаций прописываются внутренними циркулярами руководства торгового предприятия и могут быть в разных магазинах различны.

Будем судиться?

Однако с правовой точки зрения позиция руководства супермаркета, требующего платы за пусть даже неумышленно, но испорченный товар, безупречна. За неимением соответствующих норм в более узкопрофильных законах спор о разбитом горлышке вписался бы только в положения Гражданского кодекса. Исходя из этого, если покупатель нанес имущественный вред магазину, он должен его возместить. Если покупатель отказывается сделать это добровольно, то хозяин товара может составить акт или протокол о произошедшем и потребовать возмещения через суд. Но для этого, конечно, необходимо располагать информацией о нарушителе.

И тут тоже могут возникнуть проблемы. Человек может просто отказаться предоставлять информацию о себе.  Скорее всего, если сумма ущерба не велика, владелец испорченного товара отпустит незадачливого покупателя с богом, как только запахнет скандалом. Но в том, что для начала он попробует «стрясти» с покупателя деньги и провести испорченный товар как купленный, можно даже не сомневаться.

Не хотите — не платите

Покупателю надо иметь в виду: оплата повреждённого товара означает признание своей вины (ст. 1064 ГК РФ). Статья 1064 ГК РФ гласит: причинитель вреда предполагается виновным, если не докажет отсутствие вины в своих действиях. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.  Например, бутылки с тоником стояли на полках так, что не могли не упасть Вину может однозначно установить только суд.  Поэтому вполне законно предложение, адресованное представителю магазина, обратиться в суд с требованием о возмещении ущерба.  Пусть магазин предъявляет «нарушителю» соответствующий иск.  Однако если в суде будет установлено, что вы несёте ответственность за причинённый ущерб, то с вас могут быть взысканы и судебные издержки.

ЗАДАТЬ ВОПРОС.

Читайте также:


Оставить комментарий