,

Мужество — это когда ты заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь.

Харпер Ли. «Убить пересмешника».

Так и живем!

Так уж случилось, что высшее юридическое образование я получил позже, чем начал вести дела в судах, то есть сравнительно недавно. Заканчивал я Российскую академию правосудия — солидное образовательное учреждение, с традициями. Много было у нас хороших преподавателей, к коим, пожалуй, можно с некоторой натяжкой и иронией, отнести и героя этого рассказа.

Звали его по-советски Василий Иванович, энциклопедичность его знаний тоже была основательной, относящейся еще к той, советской эпохе. Когда он что-нибудь рассказывал нам, студентам, — заслушаешься! А вот то, что он, по слухам, которые, конечно же, ни в коей мере не соответствовали действительности, брал взятки, было скорее признаком современных реалий…

И вот идет у нас госэкзамен. Василий Иванович присутствует во главе комиссии и задает вовсю экзаменующимся студентам дополнительные вопросы, на связь теории с практической реальностью. Так, например, студента, который проверял свои знания передо мной, он попросил объяснить простому человеку разницу между монархией и республикой. (В эти минуты я подумал, что, сравнив объяснения «по науке» с текущей жизнью, простой человек, несомненно, решит, что у нас монархия в одном из наихудших ее вариантов). И тут доходит очередь до меня.

Вопрос по билету у меня был про политические режимы. Небольшое «лирическое отступление» для непосвященных. Их (политических режимов) всего три: тоталитаризм (это когда за все сажают, как, например, при Сталине или Гитлере), авторитаризм (это когда все права и свободы — на бумаге, а на самом деле все с этим делом — очень плохо) и правовое государство (когда с правами и свободами все хорошо и на самом деле).

Итак, я все четко отвечаю по билету, на личности (в смысле на то, что сейчас творится в нашей стране) не перехожу. И тут Василию Ивановичу захотелось об этом поговорить. Его даже не остановило то, что мы несколько раз дискутировали с ним на его лекциях, причем последнее слово обычно,оставалось за мной. И он спросил у меня, какой политический режим сейчас в нашей стране. Подержав его и всю присутствовавшую при этом аудиторию на паузе, я четко ответил: «Авторитаризм!».

Секунд десять в аудитории стояла тишина. Потом послышались легкие смешки. Василий Иванович стал красный как рак и начал говорить, что, значит, за дверью меня уже ждут соответствующие органы, на что я резонно ответил, что это признак уже другого режима — тоталитаризма…

Когда комиссия «удалилась на совещание» я понял, что возможны два варианта развития событий. В первом из этих вариантов выходило, что мне поставят нехорошую оценку и комиссия, во главе с Василием Ивановичем, будет выглядеть большими идиотами. Но случился второй вариант.

После того как нас — студентов зазвали в аудиторию, слово взял Василий Иванович. Одна из его первых реплик прозвучала следующим образом: «Некоторые наши студенты даже не знают, при каком строе они живут!». (После этого я решил, что события будут развиваться по первому варианту). Но далее стало понятно, что, по-видимому, он имел в виду вовсе не меня, так как после моей фамилии прозвучала оценка «отлично». В самом же деле, нельзя же ставить «пятерку» человеку, который даже не знает, какой политический режим имеет место в нашей стране!

Так в Российской академии правосудия было признано, что в нашей стране
в настоящее время действительно имеет место авторитарный политический режим.

Александр ЧАКИНСКИ

rss RSS-лента Новости по почте Новости на почту

Читайте также:

Оставить комментарий