Как известно, потребитель обладает повышенной гражданско-правовой защитой.
Если его права нарушены, то помимо морального ущерба, который в зале суда не требуется доказывать, он имеет право требовать со своих оппонентов оплату неустойки за невыполнение его отдельных требований в оговоренные Законом РФ «О защите прав потребителей» сроки.
Эти требования связаны с устранением отдельных недостатков товара, его заменой, предоставлением на время ремонта аналогичного товара и т.п. Размер неустойки — один процент от цены товара за каждый день просрочки. При этом ее снижение возможно только по ходатайству противоположной стороны.
Таким образом, возникает вопрос. Если противоположная сторона о снижении неустойки не заявляет, вправе ли суд самостоятельно ограничить ее размер? В особенности, если сумма неустойки уже превысила стоимость товара.
И ответ на этот вопрос — отрицательный. В отличие, например, от неустойки за несвоевременное осуществление страховых выплат по ОСАГО.
По одному из дел, которое вел автор этих строк, по иску моего доверителя к «Билайну» об отказе заменить смартфон, который неоднократно отправлялся в гарантийный ремонт суд, помимо взыскания стоимости самого «аппарата» — 10990 руб., присудил в том числе и пеню за неудовлетворение отдельных требований потребителя в размере 21540 руб. 40 коп.
Так что не бойтесь и просите в исковом заявлении неустойку «по максимуму», подкрепив ее соответствующим расчетом!