,

Мужество — это когда ты заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь.

Харпер Ли. «Убить пересмешника».

Закон о праве на забвение вступил в силу

Беда никогда не приходит одна. Поэтому с 1 января 2016 г. нашу страну, страдающую от падения цен на нефть и набирающего силу экономического кризиса, постигла новая напасть. Вступил в действие закон о праве на забвение или официально — «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

Что это за закон и в чем заключается его полная маразматичность, уже описывалось на страницах этого сайта.

Как сказал глава Минкомсвязи Николай Никифоров, «конечно, это дополнительная операционная нагрузка на поисковики. Но я уверен, что они справятся». Оптимизм Никифорова понятен. Не из его же немаленькой чиновничьей зарплаты будет компенсироваться «дополнительная операционная нагрузка на поисковики» — расходы на работу с жалобами и упущенная выгода!

Но, тем не менее, dura lex — sed lex. Поскольку «нет худа без добра», то остановимся подробнее на позитивных моментах вступившего в силу закона.

Прежде всего, в своем окончательном виде закон не предусматривает досудебных штрафов. Отправил поисковику претензию, он ее проигнорировал — милости просим в суд. При этом надо дождаться вначале официального отказа от поисковой системы. Конечно, независимым наш суд является исключительно на бумаге, но всякое бывает. Когда штрафует суд, а не, прости Господи, административные органы, все-таки не так обидно. Кстати, и размеры штрафов довольно значительно снизили. В настоящее время максимальный размер штрафа для юридических лиц за «хорошую память и нежелание забывать» составляет не три, а «всего лишь» один миллион рублей.

К некоторым достоинствам закона следует отнести и то, что чиновники не вправе будут требовать удаления информации о своем имуществе. Но, во-первых, это, по всей видимости, будет касаться только информации, размещенной на официальных порталах. А, во-вторых, «слуги государевы» обычно пользуются, владеют и распоряжаются своим имуществом через отлаженные системы, включающие в себя немало подставных лиц и организаций. И всю информацию такого рода теперь будет приказано забыть. Неудивительно впрочем, учитывая, что именно громкие расследования таких организаций, как Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального, и послужили основной причиной принятия «забвенного закона». Поэтому естественно, что ни о каком «балансе интересов личности и общества» в законе не сказано.


Не восполнит данный пробел и судебная практика, поскольку международное право сегодня нам не указ!

Не подпадающими под закон будут и требования удаления информации об отсидке в «местах, не столь отдаленных».

Хорошей новостью является, что данный закон не распространяется на поиск по социальным сетям.Несомненным достоинством закона является положение, отвечающее принципам гражданского процесса, о том, что требовать удаления информации имеет право только то физическое (юридическое) лицо, о ком эта информация размещена. Исключения (вполне справедливые) сделаны для родителей и опекунов несовершеннолетних детей. Под действие закона подпадает, например, информация о несовершеннолетних жертвах преступлений с указанием их персональных данных…


Не сомневаюсь, что применение этого закона послужит информационным поводом для того, чтобы еще не раз вернуться к этой теме!

Александр ЧАКИНСКИ

Смотрите также:

Оставить комментарий