Разделение властей придумал еще несколько столетий назад старик Монтескье. Полезная, между прочим, штука. Чтобы вся власть не скапливалась в одном месте и не развивался деспотизм, ее делят на три «головы»: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная — законы издает, исполнительная исполняет законы, придуманные законодательной властью, а судебная проверяет исполнение этих законов в суде.
Чтобы этот «трехголовый дракон» не конфликтовал сам с собой и не впадал в шизофрению, создают систему взаимодействия властей друг с другом, называемую законоведами «системой сдержек и противовесов». Это, например, когда Госдума должна дать согласие на утверждение премьер-министра, а если три раза она этого не сделает, то распустят ее, как миленькую…
Теория — хорошая штука, но на практике часто все совсем по-другому. Что и проявляется в полной мере в нашей стране. Исполнительная власть как супермозг себя держит, а остальные головы (законодательная и судебная) — не головы, а так, ложноножки позорные. Как говорит, один мой знакомый, сотрудник Министерства юстиции: «Что мы судье скажем, то она и сделает!»
А чего бы, ей, родимой, действительно, не сделать. Судьи у нас формально — несменяемые, но их можно «уйти» за много чего, например, за нарушение судебной этики. И поди докажи потом, что ты ее не нарушал!
Итак, в ростовском районном суде идет суд, правила и условия гражданского процесса в котором отличаются от стандартных условий гражданского процесса, в котором возможно победить. Мой знакомый представляет Минюст и пытается закрыть одну организацию. Неважно, какую. Судья ее закрывать не хочет. И что самое интересное, если она вынесет решение против Минюста, на каторгу ее не сошлют. Из судей «уйдут», конечно, но кое-какие блага останутся. Судейская пенсия, например, размера такого, что и не снилась несчастным российским пенсионерам.
Но полная корзина житейского изобилия все же лучше, чем частичная. Поэтому, поразмыслив, российская Фемида все-таки прогнулась в очередной раз. Однако, вынеся решение о закрытии организации, смогла высказать свое решительное «фи» по отношению к происходящему.
И вот как она это сделала. Обычно, судья в мантии торжественно выходит из совещательной комнаты с распечатанным решением и не менее торжественно читает: «Именем Российской Федерации… N-ский суд по иску Министерства юстиции… вынес решение… иск Министерства юстиции… удовлетворить». И все стоя ее выслушивают. А здесь судья — простоволосая, без мантии, выскочила в коридор (совещательной комнаты у нее не было), где стороны с нетерпением дожидались ее решения, и, бросив в воздух: «Ну, в общем, я тут вынесла решение закрыть организацию…», опять скрылась за дверью, как кукушка в старинных часах.
Да здравствует независимость нашей судебной системы!
Александр ЧАКИНСКИ
Смотрите также:
- Нарочно не придумаешь. Будни российской Фемиды.
- Видеолекции Александра Чакински о стадиях гражданского процесса.