Вопрос. Акционерное общество проводило ежегодное собрание акционеров. Общество
с ограниченной ответственностью, владеющее 23,5% акций данного АО, не было приглашено
на это собрание. Каковы правовые последствия данного решения?
Ответ. Подготовка и созыв собрания акционеров регламентируются ст. 51, 52, 54 Федерального закона «Об акционерных обществах». В частности, в ст. 54 Закона сказано, что «при подготовке к проведению общего собрания акционеров совет директоров (наблюдательный совет) общества определяет:… порядок сообщения акционерам
о проведении общего собрания акционеров».
В ч. 1 ст. 52 указывается, что «сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 20 дней, а сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, — не позднее чем за 30 дней до даты его проведения… В указанные сроки сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть направлено каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, заказным письмом, если уставом общества не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому из указанных лиц под роспись либо, если это предусмотрено уставом общества, опубликовано в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества». Таким образом, при подготовке собрания рассматриваемого АО вышеуказанные положения были нарушены.
Закон об акционерных обществах прямо не регламентирует последствия нарушения вышеуказанных положений. Однако многочисленная судебная практика свидетельствует о том, что, как правило, в таких случаях решения собрания акционеров признаются недействительными. Например, Постановлением ФАС Московского округа от 22.05.2001 по делу №КГ-А40/2428-01 признано правильным решение об удовлетворении иска ЗАО и ООО к ОАО о признании недействительным решения внеочередного общего собрания. Судом установлено, что внеочередное собрание акционеров ОАО созвано по требованию акционеров наблюдательным советом общества 10.11.2000, по решению которого место и время проведения собрания акционеров определено по адресу: г. Москва, Милютинский пер., 18, «Гипроуглемаш».
Информация о времени и месте проведения собрания опубликована в «Российской газете» от 15.11.2000. Фактически собрание проводилось в помещении ЗАО «Роскомснаб», которое арендовало его у АО «Гипроуглемаш». Информация о времени и месте проведения собрания не содержала таких сведений, и суд пришел к выводу, что истцы были объективно лишены возможности принять участие в собрании и проголосовать принадлежащими им акциями, составляющими в совокупности 23,84% акций общества. Таким образом, собрание было проведено с существенным нарушением ст. 52 Закона об акционерных обществах, и оспариваемое решение было признано недействительным.
ЗАДАТЬ ВОПРОС.