Потребитель в своих гражданско-правовых отношениях с продавцом (производителем, исполнителем, изготовителем — ненужное вычеркнуть) занимает привилегированное положение. Одно из преимуществ, которыми он обладает, заключается в возможности предъявлять противоположной стороне требования об устранении недостатков товара или о замене товара ненадлежащего качества.
Если такие требования в установленные Законом о защите прав потребителя сроки не нашли своего удовлетворения, то потребитель получает право взыскать с нерадивого хозяйствующего субъекта неустойку в размере в размере одного процента от цены товара за каждый день просрочки.
Иногда размер неустойки получается чрезмерным, выше даже, чем стоимость самого товара. Поэтому ранее некоторые суды проявляли «великодушие» и уменьшали сумму неустойки по своей инициативе, применяя статью 333 Гражданского кодекса РФ о снижении неустойки из-за ее несоразмерности. Однако Верховный Суд РФ положил конец этому «гуманизму», определив, что, во-первых, это возможно делать только в исключительных случаях, во-вторых, указывая, при этом, причины, заставившие снизить неустойку, и, наконец, в-третьих, самое главное — только, если об этом попросит сам «виновный» хозяйствующий субъект (п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).