,

Мужество — это когда ты заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь.

Харпер Ли. «Убить пересмешника».

Как правильно составить жалобу

«Челом бью и низко кланяюсь Вашему великолепию. Не сочтите за оскорбление сие письмо о страданиях великих и мучениях жестоких верных подданных твоих…»

Поиски управы на обидевших нас «сильных мира сего» всегда имели место в истории нашего многострадального Отечества. Еще царь Алексей Михайлович (тишайший) создал у себя при дворе ящик, в который любой желающий мог бросить свою письменную жалобу. Народ отреагировал на это, создав устойчивое выражение: «долгий ящик». И немало «размышлений у парадного подъезда» было написано на эту тему. Не могу и я пройти мимо нее, не дав несколько практических советов.

Прежде всего, немного скучной теории. Письменно обратиться может любой дееспособный человек в любые государственные органы — от нашего президента-«скрепоносца» до «начальника ЖЭКА». На это дает право федеральный закон, название которого звучит «как песня с припевом»: «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Вышеупомянутые счастливцы могут принести или выслать в госорганы следующие виды документов:

► предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

► заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

► жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Замечу, что как-либо озаглавливать свое послание (предложение, жалоба, заявление) — не обязательно. В дальнейшем для простоты я буду именовать обращение просто жалобой.

Итак, вначале надо определиться, куда писать жалобу. У нас куда их больше всего пишут? Правильно, «доброму царю». Ну, то есть, «президенту всея Руси». Уж он-то со «злыми боярами» разберется, вломит им по первое число, ну и восстановит законность и справедливость. Разогнав этих «злых бояр» и посадив на их места других, точно таких же…

Такое, действительно, возможно. Если, конечно, эту жалобу выберут для «показательной порки» и для демонстрации немереной заботы о народе. Тогда жалобу удовлетворят, всех чиновников, находящихся вблизи нее, выгонят (конечно же, с переводом с повышением на более ответственную работу, когда весь шум уляжется), и будет всем счастье.

Но, шансов на такое — на миллион один. То есть скорее, например, Россия признает, что несчастный малайзийский «Боинг» сбили «ополченцы» с юго-востока Украины. Поэтому, жалобу просто переправят куда надо и там с ней поступят, как обычно. (Об этом далее).

Поэтому, использовав возможности Интернета, или просто проконсультировавшись с юристом, смотрим, куда именно надо писать жалобу и где именно находится адресат.

Жалобу начинаем с упоминания о том, кому она адресована. Например, «Руководителю Государственной жилищной инспекции Ростовской области». Должность подробно прописывать необязательно, фамилию-имя-отчество руководителя тоже. Хотя, с точки зрения делового этикета, лучше это сделать.

Самое главное. Необходимо указать в жалобе свои фамилию-имя-отчество и местожительство. Без этого жалоба считается недействительной. Желательно также указать в ней свой телефон.

Сама жалоба пишется в свободной форме. Можно цитировать в ней законодательство, а можно и не делать этого. Более того у жалобы, написанной не слишком грамотной старушкой, может быть больше шансов на успех, чем у жалобы, заказанной у юриста, и перегруженной цитатами из нормативно-правовых актов и судебной практики. Самое главное, это указать в жалобе, на что жалуетесь и что должен сделать орган, в который жалоба адресована. Например, «придомовая территория дома не убирается, прошу провести проверку деятельности управляющей компании».

В конце жалобы ставим обязательно подпись. Желательно, с расшифровкой. И дату.

Итак, жалоба готова. Существует два основных варианта ее доведения до адресата. Первый — делаем жалобу в двух экземплярах. И приносим ее в соответствующий государственный орган. Один экземпляр торжественно вручаем им. На другом надо, чтобы поставили подпись, фамилию-имя-отчество принявшего жалобу, и входящий номер.

Второй вариант — отправляем жалобу почтой, заказным письмом.

Дать ответ на жалобу обязаны, за исключением «миграционных» нарушений, в течение месяца. В особых случаях, этот срок могут продлить еще на месяц. За нарушение сроков рассмотрения жалобы предусмотрена административная ответственность.

И напоследок. Обычно я советую обратиться к профессионалу. Но если пишите жалобу, лучше займитесь этим самостоятельно. Потому что, скорее всего, государственные органы просто «отпишутся» в ответ, а деньги на юристов сэкономите!

Ну вы, там, все равно их пишите. А вдруг… Хорошего вам настроения!

Александр ЧАКИНСКИ

Смотрите также:



Оставить комментарий